Греко-Турецкая война 1919-1923
«Греки были первоклассными воинами и, наверняка, на несколько ступеней выше армии Кемаля… эвзоны заняли бы Анкару и завершили войну, если бы не были преданы. Когда Константин пришёл к власти, все греческие офицеры на командных постах были сразу понижены в должности.
Многие из них получили свои погоны за мужество на поле боя. Они были отличными воинами и вождями. Это не помешало партии Константина изгнать их и заменить их офицерами, которые не слышали и единого выстрела»
Эрнест Хемингуэй (с).
Прим. — Греческий Король Константин , сторонник Германии, и противник Антанты всячески препятствовал вступлению Греции в войну , за что был изган из страны в 1917 году.
В 1920 году после смерти сына вернулся на престол и фактически он и его свита стали одним из главных виновников будущей катастрофы.
«Греки и турки сражались с невероятным мужеством. Турки сражались за свой дом. Половина греческой армии состояла из местных христиан …И те и другие сражались за свои очаги.
В течение 14 дней греки непрерывно атаковали, но их силы иссякали, а резервов не было.
Февзи паша правильно оценил бездействие II греческого корпуса которым командовал принц Андрей.
Он позвонил Кемалю, который «нервно расхаживал в своей ставке в Алагёз, материл окружающих и колебался принять решение отступить, пока ещё не поздно». Ночной звонок состоялся в момент, когда Кемаль был уже готов отдать приказ к отступлению.
Если бы греческая атака продержалась ещё несколько минут (!) Кемаль приказал бы отход, чтобы избежать катастрофы»
Жак Мешан (с) — Биограф Мустафы Кемаля.
Современный английский историк Дуглас Дакин именует Малоазийский поход греческой армии «Четвёртой Освободительной войной Греции» также пишет, что греческая армия была близка к победе
Подводя итог сражению, Дакин пишет, что переход через Солёную пустыню, победоносные бои при Тамбуроглу, Сапандже, Чал Даг, Ардиз Даг, Кале Грото, Дуа Тепе и другие места отдалённые на 700 км от побережья Эгейского моря являются героическими страницами в истории греческой армии.
Сразу после сражения, уже 13 Октября Кемаль подписал с большевиками Карсский договор.
Ещё через неделю, 20 Октября в Анкаре с ним подписали договора и признали Франция и Италия, которые оставив Кемалю занятые территории и оружие просто ушли.
Подпись Франции означало признание ей де-факто нового правительства Турции и её официальный выход из войны.
Эллинская армия, по сути, не проиграла ни одного сражения в войне и превосходила турецкую. Как всегда проиграла политика и дипломатия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.