Когда речь заходит о "турецком экономическом чуде" 1920-х - 1930-х гг., все вспоминают Ататюрка и его эпичную индустриализацию. Но мало кто задаётся вопросом, откуда у нищей на тот момент Турции - обломка Османской империи, проигравшей Первую мировую войну и образовавшейся в ходе ещё одной войны - за независимость - деньги на инфраструктуру и промышленные объекты
Ларчик открывается просто, и имя ему - СССР. По сути, Ленин и Сталин создали турецкую экономику ровно так же, как они (а затем и их преемники) создали экономику Афганистана и ряда других стран "третьего мира". Естественно, сегодня и для Турции, и для Афганистана, и для многих других выгодоприобретателей это - неудобная правда, потому что всё сотворили их национальные герои, это же очевидно, ну.
Стоит особо отметить, что сама технология заводов пришла в Турцию из СССР, в турецкую индустриализацию были напрямую вовлечены советские инженеры. Также имели место кредиты с низкими процентными ставками и прочие формы советской помощи (финансовой, военной и т.д.). Памятник на площади Таксим в Стамбуле - не просто городская достопримечательность.
Но ближе к телу. Вот список индустриальных объектов:
Анкарский патронный завод (1924);
военно-морская верфь Гёльджюк (1924);
фабрика Шахира Зюмре по производству бомб - первое турецкое предприятие оборонной промышленности (1925);
Эскишехирская авиаремонтная мастерская (1925);
сахарный завод в Альпуллу (1926);
сахарный завод в Ушаке (1926)
завод по производству боеприпасов в Кырыккале (1926);
Бюньянская ткацкая фабрика (1927);
Эскишехирская плиточная фабрика (1927);
электростанция в Кырыккале (1928);
металлургический завод в Кырыккале (1928);
Анкарский цементный завод (1928);
Анкарский угольно-газовый завод (1929);
Стамбульский автосборочный завод (1929);
несколько заводов по выпуску миномётов, пистолетов "Нури Киллигил" и боеприпасов (1930);
электростанция в Кырыккале (1931);
металлургический завод в Кырыккале (1931);
Измитская бумажно-картонная фабрика (1934);
Эскишехирский сахарный завод (1934);
сахарные заводы в Турхале (1934);
суконная фабрика в Эрегли, провинция Конья (1934);
суконная фабрика в Бакыркёе (1934);
молочный завод в Бурсе (1934);
фабрика по производству стекла в Измите (1934);
антрацитовый завод в Зонгулдаке (1934);
углеобогатительная фабрика в Зонгулдаке (1934);
серный завод Кечиборлу в провинции Ыспарта (1934);
завод по производству масла в Ыспарте (1934);
элеваторы, зернохранилища и предприятия по производству силоса в Анкаре, Конье, Сивасе и Эскишехире (1934);
завод по производству стекла и посуды "Paşabahçe" в Измите, сегодня это один из наиболее известных турецких брендов (1935);
ткацкая фабрика в Кайсери (1934);
завод по производству прессов в Назилли (1935);
ткацкая фабрика в Бурсе (1935);
швейные фабрики в Гёмлике (1935);
серный завод в Кечиборлу (1935);
плотина на реке Чубук близ Анкары (1936);
угольные предприятия в провинции Зонгулдак на севере Турции, где расположен каменноугольный бассейн, протянувшийся на 100 км. вдоль побережья Чёрного моря - между городами Эрегли и Инеболу (1935);
несколько пороховых и оружейных заводов (1936);
авиационный завод Нури Демирага, где в 1936 г. был выпущен первый турецкий самолёт ND-36;
сигаретная фабрика в Битлисе (1936);
сигаретная фабрика в Малатье (1936);
суконная фабрика в Малатье (1937);
металлургический комбинат в Карабюке (1937);
железные карьеры в Дивриги (1938);
Измирский хлорный завод (1938);
цементный завод в Сивасе (1938).
Итого - более полусотни индустриальных объектов.
Как отмечают турецкие источники, благодаря всем этим фабрикам и заводам "в период с 1929 г. по 1938 г. производство тяжёлой промышленности увеличилось на 152%, а общее промышленное производство - на 80%. Добыча угля выросла на 100%, хрома - на 600%, других полезных ископаемых - на 200%. Производство железа увеличилось с 0 до 180 000 тонн, производство сахара - в 200 раз. Производство сахара, начатое в 1926 г., увеличилось с 5162 тонн до 95,192 тонны с 1927 г. по 1930 г. Текстильная промышленность стала обеспечивать 80% потребностей страны в текстиле. В 1924 - 1929 гг. производство хлопчатобумажных изделий увеличилось с 70 тонн до 3773 тонн, шерсти - с 400 тонн до 763 тонн, шёлка - с 2 тонн до 31 тонны".
Тогда же родилась пара известных лозунгов, например: "Турецкий народ, покупайте турецкие товары!" и "Турецкие деньги остаются в турецкой стране!"
Советский знак "Туркстрой" (1934) в двух вариантах - с Лениным и Сталиным и без. Он выдавался советским специалистам, создававшим "турецкое экономическое чудо".
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.