Aratta
Artak Movsisyan
Mher Hakobyan
Anjela Teryan
Аратта, а если поточнее, местоположение Аратты. Не армянские ученные любят утверждать, что она находилась ВНЕ Армянского нагорья. Называются разные точки на земном шаре, но чаше всего вспоминается территория Элама (юг нынешней Персии)...
Начну несколько издалека, но это не будет лишним. Сейчас в области древнейшей истории Армении сложилась поразительная ситуация. Она выглядит так - В конце 19-ого веке до концов 20-ого века масса иностранных специалистов высказались по поводу древнейшей истории Армении. Тогда и они начертили схему древнейшей истории, которая может и была правильной по уровню состояния тогдашней науки. Время проходило, схемы этих ученных, перекочевав из книг в книги становились все более незыблемыми. В конце концов сложилась ситуация, когда всем казалась, что в области древнейшей истории Армении нечего нового сказать уже невозможно. И интерес к этой теме ЗАРУБЕЖНОМ угасла.
Но иначе складывалось дело в Армении. С временем у армянских специалистов скопилось столько множество разнообразной информации, что тут вновь появилась интерес к этой проблематике. И начиная именно с этого момента армянские специалисты стали по уровне своих знании и имеющейся информации все более оставить позади себя зарубежных специалистов. Этому способствовали и субъективные факторы -
1. Развал Союза и ослаблении связей меж специалистами из разных стран,
2. Проявившее "Ура патриотичные тенденции" в разных странах, которое, в общем будучи базировании на фальсификации фактов, на поверхностном анализе и намеренном оставлением без внимание некоторых фактов, в общем дискредитировали эти тенденции - с этим же у людей появилась общее недоверчивое отношение и к трудам армянских специалистов, что несправедливо (это Вы наверно уже успели увидеть),
3. Политические причины - некоторым народам и государствам невыгодно вдруг узнать про нового древнего народа, причем такого, от которого может и они ведут свое происхождение...
В общем о "коде Да Винчи" пока столько...
А теперь давайте рассмотрим голые факты. Чтоб не распылятся на слишком широкий спектр проблем, давайте лишь строго с ФАКТИЧЕСКОЙ стороны рассмотрим проблему локализации Аратты. Пока всего лишь факты -
1. По "Энмеркар и Энсухкешдана" поэмы-клинописи
"Чародей из Аратты(посол Аратты, который направляется в Урук - Л)
... по направлению к Эрешу (ездит - Л).
На берегу реки Евфрата, реки богов, потока могучего,
Возле града, чью судьбу Ан и Энлиль решили,
Она сидит, скрестив ноги".
А по "Энмеркар и повелитель Аратты" поэмы-клинописи в частности
"(По реке) не производится судоходства...
камни, бронзу, лазурит...
не приносятся больше с гор..."
По Геродоту. "Суда, на которых плавают вниз по реке в Вавилон, совершенно круглые и целиком сделаны из кожи. В Армении, которая лежит выше Ассирии, вавилоняне нарезают ивовые прутья для остова корабля. Снаружи [остов] обтягивают плотными шкурами наподобие [круглого] днища корабля. Они не расширяют кормовой части судна и не заостряют носа, но делают судно круглым, как щит. Затем набивают все судно соломой [для обертки груза] и, нагрузив, пускают плыть вниз по течению. Перевозят они вниз по реке главным образом глиняные сосуды с финикийским вином. Управляют судном с помощью двух рулевых весел, которыми стоя загребают двое людей. Один из них при этом тянет судно веслом к себе, а другой отталкивается. Такие суда строят очень большого размера и поменьше. Самые большие вмещают до 5000 талантов груза. На каждом судне находится живой осел, и на больших - несколько. По прибытии в Вавилон купцы распродают свой товар, а затем с публичных торгов сбывают и [плетеный] остов судна, и всю солому. А шкуры потом навьючивают на ослов и возвращаются в Армению. Вверх по реке ведь из-за быстрого течения плыть совершенно невозможно. Поэтому и суда строят не из дерева, а из шкур. Когда же купцы на своих ослах прибывают в Армению, то строят новые суда таким же способом. Таковы у них [речные] суда." (Текст приводится по изданию: Геродот. История. В 9-ти кн. / Пер. Г.А. Стратановского. - М.: ООО "Издательство АСТ", "Ладомир", 2001. - 752 с. - (Классическая мысль).) Про точно такое же сообщает и Дидор Сицилийский, говоря про строительную деятельность Шамирама: "Семирамида добывала камни от гор Армении, которые были сто тридцать футов длиной и двадцать пять футов шириной и толщиной. И это она буксировала посредством многих множеств хомутов мулов и волов к реке и туда загрузила это на плоту, на котором она принесла этому вниз поток к Вавилонии" (Книга 2, часть 11.4).
2. Из Шумера по направлению в Аратту по дороге упоминается "страна Замуа (Забуа)" (то есть Шумер- Замуа (Забуа)-Аратта) - Замуа (Забуа) находится на северной части Загроских гор (Арутюнян Н.В. "Топонимика Урарту", Ереван 1985)...
3. В эпосе "Гилгамеш и страна бессмертия" чтоб дойти в "страну бессмертия" Гилгамешу даются 7 проводников, которые должны были показать ему дорогу "В Аратту" ("Поэзия и проза древнего Востока", Москва 1973). Кроме того в поэме-клинописи "Энмеркар и повелитель Аратты", несмотря на враждебные отношения, по отношению к Аратте много раз употребляется термин "страна святых законов". А в эту страну Гилгамеш (по хеттскому варианту эпоса) держит путь в направлении верх по Евфрату ("Myths from Mesopotamia", London 1989 p. 127). В свою очередь держа путь в эту страну Гилгамеш (по вавилонскому варианту эпоса) преодолевает горы Масу, которые находятся на юге Армянского Нагорья.
4. В Библии, в книге 19 части Бытия, где говорится про всемирный потоп, есть прямые отголоски эпоса "Гилгамеш и страна бессмертия" по части потопа. В клинопись-эпосе "Энмеркар и повелитель Аратты" про народ Аратты говорится так "Те, которые встали в потопе, в то время, как потоп смыл все..."
5. На Армянской Нагорий просуществовала Араратское царство, в Великом Айке есть гора и область Арарат.
6. В хеттском варианте эпоса "Гилгамеш и страна бессмертия" Гилгамеш направляется в ВЕРХ ПО ТЕЧЕНИЮ ЕВФРАТА. В Вавилонском же варианте он по пути преодолевает горную цепь Массу (на юге Армянского Нагорья).
7. Из Аратты привозили лазурит.
8. Думузи, сын "Haya"="Эа"= (по шумерский) "Энки", есть бог-покровитель Аратти. Думузи отождествлялась с Орионом, что в переводе Библии заменено именем hайка.
На миг остановимся, осмыслим сказанное и дадим себя сделать несколько выводов.
По комплексному анализу приведенных 7 пунктов видно, что
1. В Аратту ездили рекой, причем река была судоходной,
2. Аратта находится в цепочке стран Шумер- Замуа (Забуа)-Аратта,
3. Аратта есть некая святая для шумер страна,
4. В Аратту держат путь по Евфрату, преодолевая горную цепь Массу,
5. Про жителей Аратты говорится, что они выжили после потопа,
6. Очевидна связь Аратты с Араратским царством с горой и областью Арарат,
7. Из Аратты привозили лазурит.
Итак, КАКИЕ ЖЕ РЕГИОНЫ могут претендовать на Аратту в комплексе приведенных фактов и анализов. Их очевидно два - Юг Иранского Нагорья (далее для краткости Элам) и Армянское Нагорье. А теперь давайте сравним по приведенным пунктами какой регион же наиболее соответствует приведенным параметрам Аратты.
Сначала Элам -
1. В направлении Элама трудно говорить про судоходную реку. Правда, есть река Диала, но у нас нет конкретных свидетельств про его судоходность в древнее время,
2. Элам НЕ НАХОДИТСЯ в цепочке стран Шумер- Замуа (Забуа)-Аратта,
3. Элам НЕ ЕСТЬ священная для шумер страна,
4. В Элам НЕ ДЕРЖАТ путь по Евфрату, притом преодолевая горную цепь Массу,
5. Нет свидетельств, что эламцы имеют связь с "выжившими после потопа",
6. Топонимика Элама не подтверждает имя "Аратта",
7. В Эламе есть лазурит,
8. Отец Бога-покровителя Элама НЕ ЕСТЬ "Haya"="Эа"= (по шумерский) "Энки"
Итак, "счет" Элама - 4 пункта (2, 3, 4, 8 ) безоговорочно говорят ПРОТИВ, 2 пункта (5, 6) говорят против, и лишь 2 пункта (1, 7) могут, и то с натяжкой, подходить и для Элама.
А теперь Армянское Нагорье -
1. Из Армянской Нагорий в направления Месопотамии есть полноценно судоходная река Евфрат, плююсь частично судоходная река Тигр,
2. Армянское Нагорье находится в цепочке стран Шумер- Замуа (Забуа)-Аратта,
3. Армянское Нагорье Есть святой для шумер регион,
4. В Армянское Нагорье держат путь по Евфрату, преодолевая горную цепь Массу,
5. Армянское Нагорье в шумерской мифологии и в Библии прямо связывается с "выжившими после потопа",
6. Топонимика Армянской Нагорий полностью подтверждает "Аратта",
7. На Армянской Нагории есть лазурит.
8. Очевидна связь бога "Haya"="Эа"= (по шумерский) "Энки" с армянами и с Армянской Нагорьем.
Итак, "счет" Армянского Нагорья - 4 пункта (2, 3, 4, 8 ) безагаворично говарят ЗА, 4 пункта (1, 5, 6, 7) в обшем показывают на него.
В обшем же картинка такава -
Элама - 4 пункта (2, 3, 4, 8 ) безоговорочно говорят ПРОТИВ, 2 пункта (5, 6) говорят против, и лишь 2 пункта (1, 7) могут, и то с натяжкой, подходить и для Элама.
Армянского Нагорье - 4 пункта (2, 3, 4, 8 ) безоговорочно говорят ЗА, 4 пункта (1, 5, 6, 7) в общем показывают на него.
Это фактический материал - уже на основании всего этого можно безоговорочно считать выигрыш за Армянской Нагорьем. Но я не привел Вам еще факторы.
1. Лингвистического,
2. Источниковедческого (труды Хоренаци, Айриванеци, Драсханакаертцы и др),
3. Политического,
4. Культурного,
5. Мифологического,
6. Антропологического
характера.
Итак, господа форумчане - никаких рассуждении, никаких натяжек и так нелюбимые моими оппонентами лингвистических умозаключении. Всего лишь
ФАКТЫ, ФАКТЫ и ФАКТЫ
Делайте Ваши выводы!
Притом мы намеренно не ставили акцент на явной схожести наименования "Аратта" с "Арарат"-ом, чтоб не быть обвинены в том, что строим нашу теорию всего лишь на схожести названии, которое могло быть случайным. Но теперь, когда мы ставим и это подледное доказательство в длинную цепочку доказательств и утверждаем, что "Аратта" похожа на "Арарат" до невозможного, приходим к окончательному выводу, что локализация Аратты на Армянской Нагорий не имеет другой альтернативы...
Взаимоотношения Аратты с Шумером своими корнями уходит глубоко в века, в те далекие времена, когда были поставлены основы шумерской цивилизации. Стремясь к верховенству над соседними странами, Месопотамские города шумерской эпохи, Шумер, не раз сталкивалась и с Араттой, первым армянским государством на Армянской Нагорий.
Уже Мескианггашер - правитель древнего шумерского города Урука, правивший в второй половине XXVII века д.н.э. - согласно клинописи "Царский список", в ок. 2620-ом году д.н.э. "вошел в море и поднялся на горы". Под этими словами можно понимать нападение Урукской армии на южные, горные пределы Армении. Может даже вражеская армия подошла к озерам Ван или Урмия, хотя вне сомнения, что в итоге враг вынужден был отступить.
Энмеркар сын Мескиаггашера, правитель шумерского города Урука, правивший в начале конце XXVII века до н. э. продолжил дело своего отца. С достаточно большой армией он вторгся в пределы Аратты, дошел до ее столицы Мецамор и осадил ее. Осада, длившейся ровно год, не принесла урукцам удачи, а постоянные нападения армян на вражескую армию вынудила ее отступить. Великий Жрец Аратты Энсухкешдана (ок 2610-2560) успешно отбила завоевательные попытки Урука.
Приемник Энсухкешдана Думузи (ок 2560-2493), городом /по месопотамски равен сказать богом/ которого было hайа, не только успешно продолжая дело своего предшественника, но и разбила Урука, на короткое время даже захватывая там власть... Впрочем он, получив богатый выкуп, скоро отступил в горы.
После него власть перешла к hайказуни.
Это было так - в около 2500-ом году верховенство над всей Месопотамией захватил Элам и его король Месилим (ок 2520-2492) . После смерти Думузи сей Месилим хотел завоевать также Аратту. Там в то время спарапетом был hайк. Он же в знаменитой битве в hайоц дзоре (Восточный берег озера Ван) в 11.08.2492 году не только разбил вторгнувшиеся войско захватчиков, но и убыл самого Месилима. Позже в армянском эпосе Месилима стали именовать Белом...
В результате царем стал hайк (ок. 2492-2410), о котором достаточно данные передает Хоренаци, поэтому не повторюсь. Скажу лишь, что он перевел столицу из Мецамора в город hайкашен, который находится севернее озера Ван около 100 км.
В последный раз собственно с шумерской цивилизацией Аратта вступила в конфликт при Эанатуме из I династии Лагаша- правителе (энси) шумерского государства Лагаш, который правил приблизительно в 2450-2425 годах д.н.э..
Победная реляция Эанатума рассказывает об этом так:
"Эанатум Элам гору удивительную оружием поразил, горы трупов там насыпал, энси штандарта Уруа, во главе стоявшего, оружием поразил, горы трупов там насыпал. Город Умму оружием он поразил, горы трупов там насыпал, богу Нингирсу его любимое поле Гуэден в его руки вернул. Город Урук оружием он поразил, город Ур оружием поразил, Ки-Уту оружием поразил, город Уруаз разрушил, его энси убил, город Мишиме разрушил, город Аруа уничтожил. Перед Эанатумом, названным именем вместе с (?) Нингирсу, все чужие страны задрожали.
Из-за Эанатума Элам задрожал, Элам в свою страну вернулся, Киш задрожал, царь Акшака в свою страну вернулся. Эанатуму, энси Лагаша, все страны покорились. Бог Нингирсу Элам, Субар, Уруа, от (канала) Асухура оружием поразил. Киш, Акшак, Мари от Антасурры бога Нингирсу оружием поразил."
Из вышеуказанной клинописи следует, что Аратта (Субур) где-то ок. 2430-ом году д.н.э., вместе с своими союзниками в районе Загроских гор потерпела поражение от шумерской армии Лагаша. Впрочем, это поражение для Аратты не имело серьезных последствии.
Далее в Месопотамии власть переходит к аккадцам и отношения с собственно шумерами возобновляется после того, как Аратта ("Страна Кути") освободило Шумер от аккадцев, но после почти векового мирного периода шумеры подняли знамя восстания против своих освободителей.
Тигран (Тириган или Тирикан) Жрец Аратты, который правил в 2109 году д.н.э. потерпел поражение от царя Урука Утухенгалья, попытался укрыться в селении Дубрум, но был выдан жителями Утухенгалю и казнен вместе со своей женой и сыном. Значительно более поздний источник объяснял поражение Тиграна неблагоприятным для того предзнаменованием лунным затмением 2109 года д.н.э.
В Аратте (упоминается как "Субур") стал править Апилаша (ок 2108-2026). В последующем столетии Аратта имела некоторые столкновения с Страной III-ого династии Ура,. Шульги царь Ура, Шумера и Аккада, который правил приблизительно в 2094-2046 годах д.н.э., в ок. 2070-ом году захватило Урху (поздняя Эдесия), а в 2067 и 2045-ом годах д.н.э. без особого успеха напал на южные пределы Армении, но был отбит...
Важное событие столетия было тот, что в 2026-ом году власть окончательно н надолго перешла к роду hайказуни, родоначальником которых был hайк и которое после Кадмоса продолжали вести должность спарапета..
К 2000-ому году аморейцы уничтожили Страну III-ой династии Ура и окончательно уничтожили шумерскую цивилизацию, что и поставило точку на армяно-шумерских отношениях.
С приходом к власти Нарам-Сина (2237-2200 д.н.э.) положение Аккада вновь начинается укрепляться. Рядом мер быстро поправив ситуацию, сей амбициозный правитель приступил к завоеваниям. Итогом этого прежде всего стало война с армянами...
В ок. 2234-ом году д.н.э. в битве у Талмуса (на левом притоке Тигра, реки Хошр, севернее Мосула на 40 км) победа осталось за армянами, но это было только началом. Уже в 2233-ом году д.н.э. аккадцы захватили Апишал (Айоц Миджагетк, у Евфрата) и пленили Великого жреца Аратты Ришитешуба (ок. 2270-2233 д.н.э.). Развивая успех, враг атаковал Айоц Миджагетк, Восток Киликии, Заевфратский Цопк и тд, впрочем, без особых успехов.
В ок. 2232-ом году д.н.э. в битве у Азухинума (запад Корчайка) победа опять осталось за аккадцами - очередной жрец Аратты Тахишатал (2233-2232 д.н.э.) попал в плен. Вражеская армия попыталась развить успех и углубится в Армению по руслу Тигра, но в битве в Таврских горах он был остановлен и откатился назад.
В ок. 2231-ом году д.н.э. враг нанес удар по направлению к Цопку, но в битве у Абарнум победа не досталось не одной из сторон, хотя и аккадцы отступили. Точно такое же повторилась короткое время спустя в битве у Шеминамды.
Однако за эти года армянам удалось достичь важных дипломатических успехов, что и в конце-концов склонило чашу весов в их пользу. Уже к 2231-ом году д.н.э. против Аккада была создана широкая коалиция из стран от Хатты и до Луллубума включительно. Коалиционную армию возглавлял царь Луллубума Анубани (ок. 2240-2200 д.н.э.). Силы коалиционной армии были в истину внушительны - 360.000 воинов самых разных мастей и народов, которые вынудили аккадцев отступить.
За 3 года в отрезке 2231-2229 д.н.э. коалиционная армия последовательно разгромила 3 армии аккадцев численностью соответственно 120.000, 90.000 и 60.700 человек. И хотя после этого коалиция по неизвестным причинам распалась, но военный потенциал Нарам-Сина была уже практически уничтожена. Аккад больше не имел не армии, не сил для дальнейшей агрессии.
И только в ок. 2205-ом году д.н.э. Нарам-Син опять взялся за старое, при том на сей раз он больше полагался на Элам. В битве у Кирашениви (в Междуречии рек Заб) армяне потерпели поражение, а их лидер Давул был пленен. Но это была уже "лебединая песня" Аккада.
В 2200-ом году д.н.э. Арратта нанесла смертельный удар по Аккаду и в битве у Ниппур наголову разгромила ее армию. Нарам-Син пал в битве, а Аккад был практически уничтожен...
Дальнейшее уже известно…
Шенгавит можно считать полноценным городом бронзового века
Шенгавит можно считать полноценным городом бронзового века. Такое мнение выразил директор научно-исследовательского центра историко-культурного наследия Акоп Симонян во время совместной пресс-конференции с руководителем кафедры антропологии университета Руаднера (Пенсильвания, США) Митчеллом Ротманом.
По словам Ротмана, в этом году проводится второй сезон раскопок Шенгавита, в результате чего было обнаружено большое количество свидетельств, которые помогут составить более общую картину о жизни жителей данной территории тысячи лет назад. «Наши раскопки достигли всего лишь 1,5 метров глубины, но мы уже обнаружили четыре слоя разных структур: стен, потолков и полов. Это дает нам огромную возможность исследовать и понять как жили обитатели этой местности еще 5000 лет тому назад», - проинформировал он, добавив, что Шенгавит является одним из важных культурных памятников, который может многое рассказать об истории Армении. Ротман также сообщил, что для раскопок используются новейшие технологии, что позволит узнать больше, чем было изучено на протяжении последних лет.
В свою очередь Симонян отметил, что в раскопках также участвовали около 70 студентов из разных университетов Армении, для которых это событие стало жизненным опытом. «Раньше считалось, что Шенгавит являлся территорией на подобие города с 3-4 постройками. Уже сейчас мы можем предположить, что он был полноценным городом бронзового века, что доказывает обнаруженные артефакты», - пояснил он. По его словам, на этой территории в 600 гектаров было обнаружено около 1000 домов и если считать, что в них минимум жило по 5 человек, то общее население города составляло по крайней мере 5000 человек. «Более того, в ходе раскопок выяснилось, что город имел изгородь, что присуще развитым городам этой эры. Были также обнаружены украшения, статуэтки из разных материалов», - сообщил он. Согласно Симоняну, теория о том, что в городе существовал матриархат должна быть откорректирована. «В результате раскопок прошлых годов была обнаружена всего одна статуя мужчины, а в этом году мы нашли еще две», - пояснил он, добавив, что одной из самых уникальных раскопок является трон, который был предназначен для двух человек. «Этот трон был разделен на две части и стоял довольно выше пола. Можно предположить, что он был предназначен для хозяина и хозяйки дома, или же для представителей властей», - отметил он. Также был обнаружен большой зал 12-13 метров длинной и 8 метров шириной, в углу которого находилась ниша, предназначенная, по-видимому, для религиозных обрядов.
Что касается этногенезиса, как считает Симонян, в городе жили люди, которые имели индоевропейское мышление и имели индоевропейские религиозным взгляды. «Хотя раньше отмечалось, что там жили хуры, но я более чем уверен, что это были индоевропейцы, хотя эта теория еще не полностью доказана», - пояснил он.
Согласно Ротману, уже в 2012 году будет представлена книга на английском и армянском языках, которая включит всю детальную историю раскопок. В свою очередь Симонян отметил, что уже в 2011 планируется открыть выставку находок в музее «Шенгавит», а также сайт и каталоги. «С 2007 года территория Шенгавит неприкосновенна, т.е. не может быть приватизирована. Как территория, так и музей охраняются работниками полицейского управления Шенгавит, а остальные работы связанные с музеем потихоньку осуществляются», - пояснил он, добавив, что на полную реконструкцию музея, который в данным момент находится в ужасном состоянии и не способен принимать граждан и, более того, туристов, требуется огромная сумма денег, которое правительство Армении не может выплатить. «Мы представили проект японскому гранту, сумма которого составляла $5 млн., в котором они очень заинтересовались. Но пока из-за политических проблем программу не удалось реализовать», -заключил он.
1. В научных кругах есть две версии локализации горы Машу:
- Масис (Араратские горы, у Еревана),
- Мас(ш)у (Арарадские горы, на южных склонах Армянского Нагорья).
- По представлениям вавилонян, земля окаймлена круговым хребтом гор - Плотиной небес; на ней покоятся металлические небесные своды (три, пять или семь), а позади нее находится Мировой Океан, мыслившийся то пресноводной рекой, то водами смерти. Земля плавает на поверхности Океана или прикрывает его как крышка. В Океане - острова блаженных. В той же Плотине Небес имеются горы-близнецы - “Машу“, и между ними медные ворота, охраняемые людьми-скорпионами. Через них Солнце-Шамаш ежедневно проходит из преисподней на небеса и обратно уходит с небес длинным ходом, поперек пересекающим гору Плотины Небес и выходящим к Мировому Океану, по-видимому, сообщающемуся с преисподней.
MAŠ - (шум.) близнец, вторая половина;
māšu - (акк.) близнец.
Вспомним, на какой горе остановился шумерский Зиусудра, когда кончился потоп? На каких остановился аккадский Утнапишти? На какой остановился Ной Торы? На горе Арарат, правильно? Но дело в том, что Арарат не одна гора, “она“ состоит из двух близнецов “Большого Арарата“ и “Малого Арарата“. И знаешь как называется “Большой Арарат“? Он называется Масис.
- и все же большинство ученных, в том числе и Артак Мовсисян, склонны к второй версии (Lehmann-Haupt S. F. "Die alteste Kunde uber Armenien", 1927, page 797-798, Lipinski E "Els abode" 1971, page 49-50). Этого же мнения придерживаются также Инглезян, Мовсисян и другие. Отмечено, что известные горы Масис (Арарат) оба свои имена получили от южной горы. И в свете этого более приемлемый вид получают... миф (сведения) о потопе ("шумерский" потоп, Библейский потоп и тд).
Далее, давайте поставим факты рядом:
В Аратту ездили рекой, причем река была судоходной. В эпосе ”Гильгамеш и страна бесмертия” чтоб добиться в ”страну бесмертия” Гильгамеша даются 7 проводников, которые должны были показать ему дорогу: ”в Аратту” (”Поэзия и проза древнего Востока”, Москва 1973). Кроме того в поэме-клинописи ”Энмеркар и повелитель Аратты”, несмотря на враждебные отношения, по отношению к Аратте много раз употребляется термин ”страна святых законов”. А в эту страну Гильгамеш (по хеттскому варианту эпоса) держит путь в направлении верх по Евфрату (”Мифы народов мира” Энциклопедия, том 1-2, Москва 1991-1992). В свою очередь держа путь в эту страну Гильгамеш (по вавилонскому варианту эпоса) преодолевает горы Массу, которые находятся на юге Армянского Нагорья.
Итак, я в чем то не прав...?
Anjela Teryan
Армения: Колыбель Сотворения и Цивилизации
После труда <Культ бога Ар в Армении> была написана новая книга ‐ <Армения: Колыбель Сотворения и Цивилизации> /на армянском/, где снова затрагиваются вопросы касающиеся культа Бога‐творца АР‐АРА. Она была опубликована в 2002 г. и переопубликована в 2011 г. /241 страниц/. Книга имеет список использованной литературы на армянском, русском и английском языках.
Предлагаю прочесть Резюме этой книги.
Армения–один из древнейших центров цивилизации. Многовековые следы материальной культуры, мифологические сказания, легенды, географические и личные имена свидетельствуют о том, что армяне–коренные жители Армянского нагорья и проживают здесь с древнейших времен.
Греческая историография выдвигала свою версию о происхождении армян. Греческие летописцы (Геродот, Ксенофонт, Страбон) относят армян к фрако‐фригийскому происхождению, исходя из их общих обычаев, форм покроя одежды, видов использованного оружия, также сказания о фесалийском аргонавте Арменосе.
В армянской средневековой историографии (V–XV вв., М. Хоренаци, Агатангехос, П. Бюзанд, Себеос) было распространено мнение, что армяне‐древнейшие жители Армянского нагорья и живут здесь после Вавилонского столпотворения.
С середины XX века ученые, особенно лингвисты (В. Иллич‐Свитич, О. Широков, Г. Кличков, А. Долгопольский, В. Иванов) выдвигают точку зрения, согласно которой, предки народов приднадлежащих индоевропейским языкам ‐ арийские племена, жили в Передней Азии, точнее на Армянском нагорье и в близлежащих областях. Теорию о местонахождении индоевропейской родины в восточных частях Передней Азии досконально разработали Т. Гамкрелидзе и В. Иванов в совместном труде ,,Индоевропейский язык и индоевропейцы”. Эта точка зрения имеет много сторонников и постепенно входит в научный оборот.
В представленной работе делается попытка рассмотреть эту версию о локализации прародины индоевропейцев на Армянском нагорье и соседних областях, а также об автохтонности армян на своей родине. Выдвигается также теория, что Армения является центром сотворения и цивилизации согласно древнейшим мифологическим представлениям и Библии.
В труде рассматриваются все варианты, которые могут подтвердить эту версию. Выявляются археологические, этнографические, лингвистические аспекты проблемы, а также вопрос этнических передвижений, имея в центре внимания армянский этнос, историю и Армянское нагорье.
В труде обсуждаются также вопросы о культе бога‐творца АР‐АРА (Творец=Apapuч на армянском).
Древнейшие письменные источники (шумерский ,,Энки и Нинмах”, аккадский ,,Энума Элищ…”, хурритский ,,О царстве небесном”) свидетельствуют, что человек сотворен в стране Абзу (Апсу, Апсув), то есть в стране Матери‐Земли, находящейся под покровительством бога мудрости Хайа/Энки (Айа, Эа, Геа). Эта страна известна и под другими именами: Кур, Иригал, Арали. Из вышеуказанных и других письменных источников очевидно, что своим географическим нахождением Абзу соответствует району, где находятся истоки рек Евфрата и Тигра, то есть Армянскому нагорью. Библия тоже свидетельствует, что человек создан в районе истоков рек Евфрат, Тигр, Гехон (Аракс) и Писон (предполагается Кура). Человек, сотворенный на земле, находившейся под покровительством бога Хайа, сам себя считал‐hay (хай), что означает ,,житель земли” или ,,земное сушество”.
Согласно хурри‐армянской мифологии (,,Поэма о царстве небесной’’, ,,Рождение Ваагна’’) зародившейся на территории Армянского нагорья, человек сотворен в стране бога ’ Айа (Эа), путем соединения бога матери земли ’Айа и небесного творца Бога‐Солнца‐АР (армянский Арев‐АР/АРА). И житель, сотворенный на Армянском нагорье‐hay, в своем миросозерцании, сочетает культ богини Матери Земли ’ Айа (Хайа) с культом отца‐творца бога АР – считая себя сыном бога АР – Арман (Ар‐ман), Арам (Ар‐ам=ма), Армен (Ар‐мен). Территорию, где были сотворены сами hay‐армены, они назвали Арарат, (Арар‐ат, место сотворения), Hark (Har‐k, Хар‐к), Hayk (Hay‐k, Хай‐к).
В определенный исторический период самому большому и яркому светилу, даровавшему людям свет, тепло и жизнь Солнцу, hay‐армены приписывали также силу творца и поклонялись ему как богу АР‐АРА, Солнце‐бог.
Таким образом, можно сказать, что своими именами hay— армен, жители Армянского нагорья, являются своеобразным мостом во Вселенной, связывая Мать Землю (Бог/Богиня ’Айа, Эа) с Космосом (Бог‐Творец Ар‐Ара).
В начале III тысячелетия до н.э. из Аравийского полуострова в северную Месопотамию (южнее Армянского нагорья) проникли семитские племена – аккадцы, (позднее – вавилонцы и ассирийцы). В процессе общения с жителями Армянского нагорья, где еще сохранялись древнейшие сказания и легенды о происхождении hay‐армян, семитские племена узнали, что они жители страны бога ’Айa и детища бога‐творца АР. И аккадцы тоже назвали жителей Армянского нагорья сыновьями бога АР, то есть арман, арме(н), страну – Армани, Арме. Впоследствии в II–I тысячалетиях до н.э., греки и персы назвали жителей Армянского нагорья арменами, а страну – Арменией. В труде подчеркивается важная роль и значение культа бога АР в создании духовной и материальной культуры армянских племен (также других арийских племен). Большое внимание уделяется богу АР, как богу солнца, и вопросу о том, что Армения является древнейшей страной культа солнца и света.
Исследования свидетельствуют, что имя, культ и идеология бога АР могут способствовать изучению многих вопросов древнейшей истории армян (также других индоевропейских народов), в том числе названий многих государственных образований, таких как Аратта, Армани, Арме‐Урме, Арарат – Урарту, имен более поздних божеств, унаследовавших характерные черты бога АР, таких как Арамазд, Ахурамазда, Арес, Арас, Рам (/А/рам) Марс, Ярь /Ярь =Ар/, Ярило и другие. Также изучаются вопросы, касающиеся личных и географических названий.
В IV–III тысячелетиях до н.э. на Армянском нагорье произошло бурное развитие средств производства, которое в свою очередь привело к росту числа населения и населенных пунктов. Этот факт сыграл большую роль в этнических передвижениях. В результате этого процесса, часть армянских племен, предки индоевропейцев арийские племена, появились в Иране, Индии, Греции и в других европейских регионах (III–Iтысячелетия до н.э.), сохранив духовную связь и отдаленные воспоминамия о стране предков и священной горе Арарат /имя древнего славянского и русского богатыря Святогора также подтверждает это/. Они переняли также названия своих предков – hay, ари (армен, арман), в которых заключалась характеристика их вида и племени – высокие, благородные (high,hay), храбрые и сильные (ari).
Время и пространство ослабили воспоминания о родине, но духовные и материальные ценности: мифы, предания, легенды, обычаи, а также следы культа бога АР‐АРА, возвращают людей в страну света и солнца – в Армению.
В труде представляются разделы Армения‐ Шумер, Армения‐Индия, Армения‐Иран, Армения‐ Греция, Армения‐Англия, Армения‐Германия, также Армения‐Пиренейский полуостров (Испания, Баскония) и славянские племена (русские), в которых уделяется внимание материальной, духовной и культурной связи между ними.
Интересен и тот факт, что армянский язык, в отличии от других индоевропейских языков, имеет все фонетические звуки, свойственные индоевропейским языкам.
Антропологические исследования также свидетельствуют о том, что Армянское нагорье находится в ареале, который немецким ученым фон Лушаном был назван “родиной арменоидного типа”.
Таким образом, исследования дают нам возможность предполагать, что далекие предки индоевропейских народов арийские племена на Армянском нагорье составляли племенную общность, имеющую единую родину. Они поклонялись одним и тем же богам (АР‐АРА, Арамазд, Ваагн, Михр‐Митра, Анаит), создавали общую культуру, наследие которой, пройдя через тысячелетия и века, сохранилось до наших дней.
Анжела Терян, историк
Армения–один из древнейших центров цивилизации. Многовековые следы материальной культуры, мифологические сказания, легенды, географические и личные имена свидетельствуют о том, что армяне–коренные жители Армянского нагорья и проживают здесь с древнейших времен.
Греческая историография выдвигала свою версию о происхождении армян. Греческие летописцы (Геродот, Ксенофонт, Страбон) относят армян к фрако‐фригийскому происхождению, исходя из их общих обычаев, форм покроя одежды, видов использованного оружия, также сказания о фесалийском аргонавте Арменосе.
В армянской средневековой историографии (V–XV вв., М. Хоренаци, Агатангехос, П. Бюзанд, Себеос) было распространено мнение, что армяне‐древнейшие жители Армянского нагорья и живут здесь после Вавилонского столпотворения.
С середины XX века ученые, особенно лингвисты (В. Иллич‐Свитич, О. Широков, Г. Кличков, А. Долгопольский, В. Иванов) выдвигают точку зрения, согласно которой, предки народов приднадлежащих индоевропейским языкам ‐ арийские племена, жили в Передней Азии, точнее на Армянском нагорье и в близлежащих областях. Теорию о местонахождении индоевропейской родины в восточных частях Передней Азии досконально разработали Т. Гамкрелидзе и В. Иванов в совместном труде ,,Индоевропейский язык и индоевропейцы”. Эта точка зрения имеет много сторонников и постепенно входит в научный оборот.
В представленной работе делается попытка рассмотреть эту версию о локализации прародины индоевропейцев на Армянском нагорье и соседних областях, а также об автохтонности армян на своей родине. Выдвигается также теория, что Армения является центром сотворения и цивилизации согласно древнейшим мифологическим представлениям и Библии.
В труде рассматриваются все варианты, которые могут подтвердить эту версию. Выявляются археологические, этнографические, лингвистические аспекты проблемы, а также вопрос этнических передвижений, имея в центре внимания армянский этнос, историю и Армянское нагорье.
В труде обсуждаются также вопросы о культе бога‐творца АР‐АРА (Творец=Apapuч на армянском).
Древнейшие письменные источники (шумерский ,,Энки и Нинмах”, аккадский ,,Энума Элищ…”, хурритский ,,О царстве небесном”) свидетельствуют, что человек сотворен в стране Абзу (Апсу, Апсув), то есть в стране Матери‐Земли, находящейся под покровительством бога мудрости Хайа/Энки (Айа, Эа, Геа). Эта страна известна и под другими именами: Кур, Иригал, Арали. Из вышеуказанных и других письменных источников очевидно, что своим географическим нахождением Абзу соответствует району, где находятся истоки рек Евфрата и Тигра, то есть Армянскому нагорью. Библия тоже свидетельствует, что человек создан в районе истоков рек Евфрат, Тигр, Гехон (Аракс) и Писон (предполагается Кура). Человек, сотворенный на земле, находившейся под покровительством бога Хайа, сам себя считал‐hay (хай), что означает ,,житель земли” или ,,земное сушество”.
Согласно хурри‐армянской мифологии (,,Поэма о царстве небесной’’, ,,Рождение Ваагна’’) зародившейся на территории Армянского нагорья, человек сотворен в стране бога ’ Айа (Эа), путем соединения бога матери земли ’Айа и небесного творца Бога‐Солнца‐АР (армянский Арев‐АР/АРА). И житель, сотворенный на Армянском нагорье‐hay, в своем миросозерцании, сочетает культ богини Матери Земли ’ Айа (Хайа) с культом отца‐творца бога АР – считая себя сыном бога АР – Арман (Ар‐ман), Арам (Ар‐ам=ма), Армен (Ар‐мен). Территорию, где были сотворены сами hay‐армены, они назвали Арарат, (Арар‐ат, место сотворения), Hark (Har‐k, Хар‐к), Hayk (Hay‐k, Хай‐к).
В определенный исторический период самому большому и яркому светилу, даровавшему людям свет, тепло и жизнь Солнцу, hay‐армены приписывали также силу творца и поклонялись ему как богу АР‐АРА, Солнце‐бог.
Таким образом, можно сказать, что своими именами hay- армен, жители Армянского нагорья, являются своеобразным мостом во Вселенной, связывая Мать Землю (Бог/Богиня ’Айа, Эа) с Космосом (Бог‐Творец Ар‐Ара).
В начале III тысячелетия до н.э. из Аравийского полуострова в северную Месопотамию (южнее Армянского нагорья) проникли семитские племена – аккадцы, (позднее – вавилонцы и ассирийцы). В процессе общения с жителями Армянского нагорья, где еще сохранялись древнейшие сказания и легенды о происхождении hay‐армян, семитские племена узнали, что они жители страны бога ’Айa и детища бога‐творца АР. И аккадцы тоже назвали жителей Армянского нагорья сыновьями бога АР, то есть арман, арме(н), страну – Армани, Арме. Впоследствии в II–I тысячалетиях до н.э., греки и персы назвали жителей Армянского нагорья арменами, а страну – Арменией. В труде подчеркивается важная роль и значение культа бога АР в создании духовной и материальной культуры армянских племен (также других арийских племен). Большое внимание уделяется богу АР, как богу солнца, и вопросу о том, что Армения является древнейшей страной культа солнца и света.
Исследования свидетельствуют, что имя, культ и идеология бога АР могут способствовать изучению многих вопросов древнейшей истории армян (также других индоевропейских народов), в том числе названий многих государственных образований, таких как Аратта, Армани, Арме‐Урме, Арарат – Урарту, имен более поздних божеств, унаследовавших характерные черты бога АР, таких как Арамазд, Ахурамазда, Арес, Арас, Рам (/А/рам) Марс, Ярь /Ярь =Ар/, Ярило и другие. Также изучаются вопросы, касающиеся личных и географических названий.
В IV–III тысячелетиях до н.э. на Армянском нагорье произошло бурное развитие средств производства, которое в свою очередь привело к росту числа населения и населенных пунктов. Этот факт сыграл большую роль в этнических передвижениях. В результате этого процесса, часть армянских племен, предки индоевропейцев арийские племена, появились в Иране, Индии, Греции и в других европейских регионах (III–Iтысячелетия до н.э.), сохранив духовную связь и отдаленные воспоминамия о стране предков и священной горе Арарат /имя древнего славянского и русского богатыря Святогора также подтверждает это/. Они переняли также названия своих предков – hay, ари (армен, арман), в которых заключалась характеристика их вида и племени – высокие, благородные (high,hay), храбрые и сильные (ari).
Время и пространство ослабили воспоминания о родине, но духовные и материальные ценности: мифы, предания, легенды, обычаи, а также следы культа бога АР‐АРА, возвращают людей в страну света и солнца – в Армению.
В труде представляются разделы Армения‐ Шумер, Армения‐Индия, Армения‐Иран, Армения‐ Греция, Армения‐Англия, Армения‐Германия, также Армения‐Пиренейский полуостров (Испания, Баскония) и славянские племена (русские), в которых уделяется внимание материальной, духовной и культурной связи между ними.
Интересен и тот факт, что армянский язык, в отличии от других индоевропейских языков, имеет все фонетические звуки, свойственные индоевропейским языкам.
Антропологические исследования также свидетельствуют о том, что Армянское нагорье находится в ареале, который немецким ученым фон Лушаном был назван “родиной арменоидного типа”.
Таким образом, исследования дают нам возможность предполагать, что далекие предки индоевропейских народов арийские племена на Армянском нагорье составляли племенную общность, имеющую единую родину. Они поклонялись одним и тем же богам (АР‐АРА, Арамазд, Ваагн, Михр‐Митра, Анаит), создавали общую культуру, наследие которой, пройдя через тысячелетия и века, сохранилось до наших дней.
Анжела Терян
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.