вторник, 4 мая 2021 г.

Фогарма

 Фогарма, Тегарма[2], Торгом[источник не указан 583 дня] (ивр. ְתֹגַרְמָה‏‎ тогарма, арм. Թորգոմ торгом, груз. თარგამოს таргамос) — библейский послепотопный патриарх, сын Гомера[3], внук Иафета; брат Рифата и Аскеназа[4].

Первоначальное расселение[править | править код]

В ассирийских клинописных источниках встречается название города Тегарама и племя «тилгаримму»[источник не указан 583 дня], расположенное в восточной части Малой Азии, в долине верхнего течения реки Евфрат[источник не указан 583 дня] (ивр. ‏בֵּית תּוֹגַרְמָה‏‎, Бет Тогарма[5]). В еврейской литературе позднего средневековья название Тогарма употреблялось для обозначения сегодняшней территории Турции[источник не указан 583 дня].

По мнению современных учёных[каких?] этим именем названо небольшое армянское царство на территории будущей Малой Армении, которое у греков было известно как «Мелитена» (греч. Μελιτήνη) (по столице)[источник не указан 583 дня].

Леонти Мровели и Давид Багратиони отмечают, что «фогармейцы», покинув Вавилон, расселились между горами Масис (Гора: находящаяся в Армянской Месопотамии, на юго-западе Армянского нагорья, в греческих и армянских древнейших писменных источниках называется Масиос или Масион (ныне - Тур-Абдин): Ассурские писменные источники для этих гор используют название — горы Кашшиари) и Арарат (гора: самый высокий вулканический массив Армянского нагорья. Находится по правому берегу среднего течения реки Аракс[источник?][источник не указан 583 дня].

Потомки Фогармы[править | править код]

Фогарма и его сыновья. Репродукция из грузинских хроник. Около 1700 года.

Армяне и грузины считали себя потомками Тогармы[источник не указан 583 дня], при этом полагали, что изначально их именовали «народом Аскеназовым» (по имени «старшего брата» Фогармы), и название «Дом Тогармы» стало употребляться лишь позднее[источник не указан 583 дня].

В письме хазарского царя Иосифа (X век) названы десять сыновей Тогармы, имена которых по большей части соотносятся с обитателями Северного Кавказа и Причерноморья: Авийор (Уюр), Турис, Авар (Аваз или Азах), Угуз (Угин, Авин или Уян), Бизил (Барсил), Т-рна, Хазар (Хазариг), З-нур (Янур или Уз-р), Б-л-г-р (Б-л-г-д, Булгар), Савир[6].

В так называемой «Книге Иосиппон», произведении, в своей основной части написанном не позднее половины Х века, у библейского Тогармы также насчитывается 10 сыновей, но носящих в большинстве случаев совершенно другие имена, чем у армянских авторов и в хазарской переписке, а именно: КозарПацинак (Пецинак), Аликанус (Алан), Булгар, Р-г-бина (Канбина), Турк, Буз, З-бух (Захук), Ун-г-ри (Уф), Тил-м-ц (Толмац)[7].

В т.н. Книге Праведного дети Тегармы (Фогармы) перечислены как: Буцар, Парцунак, Балгар, Еликан, Рагбиб, Тарки, Бид, Зебук, Онгал и Тилмаз[8].

Согласно грузинскому историку Леонтию Мровели у Таргамоса (Фогармы) было 8 потомков (сыновей)[источник не указан 609 дней]:

Армянские и грузинские источники[какие?] отмечают также, что на момент расселения восьми вышеперечисленных «братьев-героев» вся территория Предкавказья и далее на север была ещё безлюдна. Согласно Леонтию Мровели все восемь этих братьев были порабощены царём-хамитом Небротом (Нимродом). И собрал старший брат Гайк «сынов торгомовых» и сказал им:

«Господь всевышний наделил нас мощью и обилием племён. Отныне вспомоществованием создателя перестанем быть чьими-то рабами и не будем служить никому, как только создателю»

Таргамосианы перестали платить дань царю Вавилонскому и стали готовиться к противостоянию, призвав также в помощь некоторые другие «племена западные». Войска укрепились в районе Масиса. Далее историк описывает две битвы, в ходе первой из которых полчище торгосиамов разбивает передовой отряд небротидов во главе с 60 вождями, а в ходе второй Гайк пронзает стрелой Неброта, тем самым закрепляя победу.

После завоевания независимости Хайк стал во главе рода фогармейцев, и так продолжалось по словам грузинских историков до прихода хазар, при этом источники умалчивают, были ли хазары из рода Фогармы или нет. Напротив, указывается на объединение всего Дома Фогармы, для обеспечения защиты от хазарского завоевания. Натиск захватчика не удаётся удержать, и хазары заполняют восточную и центральную часть Северного Кавказа. Леонтий Мровели относит к потомкам хазар также осетин и указывает, что уже много позже после вторжения хазар на Кавказ якобы вторгся сам Александр Македонский. Отсюда совершенно очевидно, что он «хазарами» считал не только собственно хазар, но и их предшественников - скифов и сарматов. Хазарским завоеванием Мровели называл вторжение скифов в VII веке до н. э. и разгром ими Ассирии и её вассалов на Кавказе[9][10].

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.