Аратта, а если поточнее, местоположение Аратты. Не армянские ученные любят утверждать, что она находилась ВНЕ Армянского нагорья. Называются разные точки на земном шаре, но чаше всего вспоминается территория Элама (юг нынешней Персии)...
Начну несколько издалека, но это не будет лишним. Сейчас в области древнейшей истории Армении сложилась поразительная ситуация. Она выглядит так - В конце 19-ого веке до концов 20-ого века масса иностранных специалистов высказались по поводу древнейшей истории Армении. Тогда и они начертили схему древнейшей истории, которая может и была правильной по уровню состояния тогдашней науки. Время проходило, схемы этих ученных, перекочевав из книг в книги становились все более незыблемыми. В конце концов сложилась ситуация, когда всем казалась, что в области древнейшей истории Армении нечего нового сказать уже невозможно. И интерес к этой теме ЗАРУБЕЖНОМ угасла.
Но иначе складывалось дело в Армении. С временем у армянских специалистов скопилось столько множество разнообразной информации, что тут вновь появилась интерес к этой проблематике. И начиная именно с этого момента армянские специалисты стали по уровне своих знании и имеющейся информации все более оставить позади себя зарубежных специалистов. Этому способствовали и субъективные факторы -
1. Развал Союза и ослаблении связей меж специалистами из разных стран,
2. Проявившее "Ура патриотичные тенденции" в разных странах, которое, в общем будучи базировании на фальсификации фактов, на поверхностном анализе и намеренном оставлением без внимание некоторых фактов, в общем дискредитировали эти тенденции - с этим же у людей появилась общее недоверчивое отношение и к трудам армянских специалистов, что несправедливо (это Вы наверно уже успели увидеть),
3. Политические причины - некоторым народам и государствам невыгодно вдруг узнать про нового древнего народа, причем такого, от которого может и они ведут свое происхождение...
В общем о "коде Да Винчи" пока столько...
А теперь давайте рассмотрим голые факты. Чтоб не распылятся на слишком широкий спектр проблем, давайте лишь строго с ФАКТИЧЕСКОЙ стороны рассмотрим проблему локализации Аратты. Пока всего лишь факты -
1. По "Энмеркар и Энсухкешдана" поэмы-клинописи
"Чародей из Аратты(посол Аратты, который направляется в Урук - Л)
... по направлению к Эрешу (ездит - Л).
На берегу реки Евфрата, реки богов, потока могучего,
Возле града, чью судьбу Ан и Энлиль решили,
Она сидит, скрестив ноги".
А по "Энмеркар и повелитель Аратты" поэмы-клинописи в частности
"(По реке) не производится судоходства...
камни, бронзу, лазурит...
не приносятся больше с гор..."
По Геродоту. "Суда, на которых плавают вниз по реке в Вавилон, совершенно круглые и целиком сделаны из кожи. В Армении, которая лежит выше Ассирии, вавилоняне нарезают ивовые прутья для остова корабля. Снаружи [остов] обтягивают плотными шкурами наподобие [круглого] днища корабля. Они не расширяют кормовой части судна и не заостряют носа, но делают судно круглым, как щит. Затем набивают все судно соломой [для обертки груза] и, нагрузив, пускают плыть вниз по течению. Перевозят они вниз по реке главным образом глиняные сосуды с финикийским вином. Управляют судном с помощью двух рулевых весел, которыми стоя загребают двое людей. Один из них при этом тянет судно веслом к себе, а другой отталкивается. Такие суда строят очень большого размера и поменьше. Самые большие вмещают до 5000 талантов груза. На каждом судне находится живой осел, и на больших - несколько. По прибытии в Вавилон купцы распродают свой товар, а затем с публичных торгов сбывают и [плетеный] остов судна, и всю солому. А шкуры потом навьючивают на ослов и возвращаются в Армению. Вверх по реке ведь из-за быстрого течения плыть совершенно невозможно. Поэтому и суда строят не из дерева, а из шкур. Когда же купцы на своих ослах прибывают в Армению, то строят новые суда таким же способом. Таковы у них [речные] суда." (Текст приводится по изданию: Геродот. История. В 9-ти кн. / Пер. Г.А. Стратановского. - М.: ООО "Издательство АСТ", "Ладомир", 2001. - 752 с. - (Классическая мысль).) Про точно такое же сообщает и Дидор Сицилийский, говоря про строительную деятельность Шамирама: "Семирамида добывала камни от гор Армении, которые были сто тридцать футов длиной и двадцать пять футов шириной и толщиной. И это она буксировала посредством многих множеств хомутов мулов и волов к реке и туда загрузила это на плоту, на котором она принесла этому вниз поток к Вавилонии" (Книга 2, часть 11.4).
2. Из Шумера по направлению в Аратту по дороге упоминается "страна Замуа (Забуа)" (то есть Шумер- Замуа (Забуа)-Аратта) - Замуа (Забуа) находится на северной части Загроских гор (Арутюнян Н.В. "Топонимика Урарту", Ереван 1985)...
3. В эпосе "Гилгамеш и страна бессмертия" чтоб дойти в "страну бессмертия" Гилгамешу даются 7 проводников, которые должны были показать ему дорогу "В Аратту" ("Поэзия и проза древнего Востока", Москва 1973). Кроме того в поэме-клинописи "Энмеркар и повелитель Аратты", несмотря на враждебные отношения, по отношению к Аратте много раз употребляется термин "страна святых законов". А в эту страну Гилгамеш (по хеттскому варианту эпоса) держит путь в направлении верх по Евфрату ("Myths from Mesopotamia", London 1989 p. 127). В свою очередь держа путь в эту страну Гилгамеш (по вавилонскому варианту эпоса) преодолевает горы Масу, которые находятся на юге Армянского Нагорья.
4. В Библии, в книге 19 части Бытия, где говорится про всемирный потоп, есть прямые отголоски эпоса "Гилгамеш и страна бессмертия" по части потопа. В клинопись-эпосе "Энмеркар и повелитель Аратты" про народ Аратты говорится так "Те, которые встали в потопе, в то время, как потоп смыл все..."
5. На Армянской Нагорий просуществовала Араратское царство, в Великом Айке есть гора и область Арарат.
6. В хеттском варианте эпоса "Гилгамеш и страна бессмертия" Гилгамеш направляется в ВЕРХ ПО ТЕЧЕНИЮ ЕВФРАТА. В Вавилонском же варианте он по пути преодолевает горную цепь Массу (на юге Армянского Нагорья).
7. Из Аратты привозили лазурит.
8. Думузи, сын "Haya"="Эа"= (по шумерский) "Энки", есть бог-покровитель Аратти. Думузи отождествлялась с Орионом, что в переводе Библии заменено именем hайка.
На миг остановимся, осмыслим сказанное и дадим себя сделать несколько выводов.
По комплексному анализу приведенных 7 пунктов видно, что
1. В Аратту ездили рекой, причем река была судоходной,
2. Аратта находится в цепочке стран Шумер- Замуа (Забуа)-Аратта,
3. Аратта есть некая святая для шумер страна,
4. В Аратту держат путь по Евфрату, преодолевая горную цепь Массу,
5. Про жителей Аратты говорится, что они выжили после потопа,
6. Очевидна связь Аратты с Араратским царством с горой и областью Арарат,
7. Из Аратты привозили лазурит.
Итак, КАКИЕ ЖЕ РЕГИОНЫ могут претендовать на Аратту в комплексе приведенных фактов и анализов. Их очевидно два - Юг Иранского Нагорья (далее для краткости Элам) и Армянское Нагорье. А теперь давайте сравним по приведенным пунктами какой регион же наиболее соответствует приведенным параметрам Аратты.
Сначала Элам -
1. В направлении Элама трудно говорить про судоходную реку. Правда, есть река Диала, но у нас нет конкретных свидетельств про его судоходность в древнее время,
2. Элам НЕ НАХОДИТСЯ в цепочке стран Шумер- Замуа (Забуа)-Аратта,
3. Элам НЕ ЕСТЬ священная для шумер страна,
4. В Элам НЕ ДЕРЖАТ путь по Евфрату, притом преодолевая горную цепь Массу,
5. Нет свидетельств, что эламцы имеют связь с "выжившими после потопа",
6. Топонимика Элама не подтверждает имя "Аратта",
7. В Эламе есть лазурит,
8. Отец Бога-покровителя Элама НЕ ЕСТЬ "Haya"="Эа"= (по шумерский) "Энки"
Итак, "счет" Элама - 4 пункта (2, 3, 4, 8 ) безоговорочно говорят ПРОТИВ, 2 пункта (5, 6) говорят против, и лишь 2 пункта (1, 7) могут, и то с натяжкой, подходить и для Элама.
А теперь Армянское Нагорье -
1. Из Армянской Нагорий в направления Месопотамии есть полноценно судоходная река Евфрат, плююсь частично судоходная река Тигр,
2. Армянское Нагорье находится в цепочке стран Шумер- Замуа (Забуа)-Аратта,
3. Армянское Нагорье Есть святой для шумер регион,
4. В Армянское Нагорье держат путь по Евфрату, преодолевая горную цепь Массу,
5. Армянское Нагорье в шумерской мифологии и в Библии прямо связывается с "выжившими после потопа",
6. Топонимика Армянской Нагорий полностью подтверждает "Аратта",
7. На Армянской Нагории есть лазурит.
8. Очевидна связь бога "Haya"="Эа"= (по шумерский) "Энки" с армянами и с Армянской Нагорьем.
Итак, "счет" Армянского Нагорья - 4 пункта (2, 3, 4, 8 ) безагаворично говарят ЗА, 4 пункта (1, 5, 6, 7) в обшем показывают на него.
В обшем же картинка такава -
Элама - 4 пункта (2, 3, 4, 8 ) безоговорочно говорят ПРОТИВ, 2 пункта (5, 6) говорят против, и лишь 2 пункта (1, 7) могут, и то с натяжкой, подходить и для Элама.
Армянского Нагорье - 4 пункта (2, 3, 4, 8 ) безоговорочно говорят ЗА, 4 пункта (1, 5, 6, 7) в общем показывают на него.
Это фактический материал - уже на основании всего этого можно безоговорочно считать выигрыш за Армянской Нагорьем. Но я не привел Вам еще факторы.
1. Лингвистического,
2. Источниковедческого (труды Хоренаци, Айриванеци, Драсханакаертцы и др),
3. Политического,
4. Культурного,
5. Мифологического,
6. Антропологического
характера.
Итак, господа форумчане - никаких рассуждении, никаких натяжек и так нелюбимые моими оппонентами лингвистических умозаключении. Всего лишь
ФАКТЫ, ФАКТЫ и ФАКТЫ
Делайте Ваши выводы!
Притом мы намеренно не ставили акцент на явной схожести наименования "Аратта" с "Арарат"-ом, чтоб не быть обвинены в том, что строим нашу теорию всего лишь на схожести названии, которое могло быть случайным. Но теперь, когда мы ставим и это подледное доказательство в длинную цепочку доказательств и утверждаем, что "Аратта" похожа на "Арарат" до невозможного, приходим к окончательному выводу, что локализация Аратты на Армянской Нагорий не имеет другой альтернативы...
Начну несколько издалека, но это не будет лишним. Сейчас в области древнейшей истории Армении сложилась поразительная ситуация. Она выглядит так - В конце 19-ого веке до концов 20-ого века масса иностранных специалистов высказались по поводу древнейшей истории Армении. Тогда и они начертили схему древнейшей истории, которая может и была правильной по уровню состояния тогдашней науки. Время проходило, схемы этих ученных, перекочевав из книг в книги становились все более незыблемыми. В конце концов сложилась ситуация, когда всем казалась, что в области древнейшей истории Армении нечего нового сказать уже невозможно. И интерес к этой теме ЗАРУБЕЖНОМ угасла.
Но иначе складывалось дело в Армении. С временем у армянских специалистов скопилось столько множество разнообразной информации, что тут вновь появилась интерес к этой проблематике. И начиная именно с этого момента армянские специалисты стали по уровне своих знании и имеющейся информации все более оставить позади себя зарубежных специалистов. Этому способствовали и субъективные факторы -
1. Развал Союза и ослаблении связей меж специалистами из разных стран,
2. Проявившее "Ура патриотичные тенденции" в разных странах, которое, в общем будучи базировании на фальсификации фактов, на поверхностном анализе и намеренном оставлением без внимание некоторых фактов, в общем дискредитировали эти тенденции - с этим же у людей появилась общее недоверчивое отношение и к трудам армянских специалистов, что несправедливо (это Вы наверно уже успели увидеть),
3. Политические причины - некоторым народам и государствам невыгодно вдруг узнать про нового древнего народа, причем такого, от которого может и они ведут свое происхождение...
В общем о "коде Да Винчи" пока столько...
А теперь давайте рассмотрим голые факты. Чтоб не распылятся на слишком широкий спектр проблем, давайте лишь строго с ФАКТИЧЕСКОЙ стороны рассмотрим проблему локализации Аратты. Пока всего лишь факты -
1. По "Энмеркар и Энсухкешдана" поэмы-клинописи
"Чародей из Аратты(посол Аратты, который направляется в Урук - Л)
... по направлению к Эрешу (ездит - Л).
На берегу реки Евфрата, реки богов, потока могучего,
Возле града, чью судьбу Ан и Энлиль решили,
Она сидит, скрестив ноги".
А по "Энмеркар и повелитель Аратты" поэмы-клинописи в частности
"(По реке) не производится судоходства...
камни, бронзу, лазурит...
не приносятся больше с гор..."
По Геродоту. "Суда, на которых плавают вниз по реке в Вавилон, совершенно круглые и целиком сделаны из кожи. В Армении, которая лежит выше Ассирии, вавилоняне нарезают ивовые прутья для остова корабля. Снаружи [остов] обтягивают плотными шкурами наподобие [круглого] днища корабля. Они не расширяют кормовой части судна и не заостряют носа, но делают судно круглым, как щит. Затем набивают все судно соломой [для обертки груза] и, нагрузив, пускают плыть вниз по течению. Перевозят они вниз по реке главным образом глиняные сосуды с финикийским вином. Управляют судном с помощью двух рулевых весел, которыми стоя загребают двое людей. Один из них при этом тянет судно веслом к себе, а другой отталкивается. Такие суда строят очень большого размера и поменьше. Самые большие вмещают до 5000 талантов груза. На каждом судне находится живой осел, и на больших - несколько. По прибытии в Вавилон купцы распродают свой товар, а затем с публичных торгов сбывают и [плетеный] остов судна, и всю солому. А шкуры потом навьючивают на ослов и возвращаются в Армению. Вверх по реке ведь из-за быстрого течения плыть совершенно невозможно. Поэтому и суда строят не из дерева, а из шкур. Когда же купцы на своих ослах прибывают в Армению, то строят новые суда таким же способом. Таковы у них [речные] суда." (Текст приводится по изданию: Геродот. История. В 9-ти кн. / Пер. Г.А. Стратановского. - М.: ООО "Издательство АСТ", "Ладомир", 2001. - 752 с. - (Классическая мысль).) Про точно такое же сообщает и Дидор Сицилийский, говоря про строительную деятельность Шамирама: "Семирамида добывала камни от гор Армении, которые были сто тридцать футов длиной и двадцать пять футов шириной и толщиной. И это она буксировала посредством многих множеств хомутов мулов и волов к реке и туда загрузила это на плоту, на котором она принесла этому вниз поток к Вавилонии" (Книга 2, часть 11.4).
2. Из Шумера по направлению в Аратту по дороге упоминается "страна Замуа (Забуа)" (то есть Шумер- Замуа (Забуа)-Аратта) - Замуа (Забуа) находится на северной части Загроских гор (Арутюнян Н.В. "Топонимика Урарту", Ереван 1985)...
3. В эпосе "Гилгамеш и страна бессмертия" чтоб дойти в "страну бессмертия" Гилгамешу даются 7 проводников, которые должны были показать ему дорогу "В Аратту" ("Поэзия и проза древнего Востока", Москва 1973). Кроме того в поэме-клинописи "Энмеркар и повелитель Аратты", несмотря на враждебные отношения, по отношению к Аратте много раз употребляется термин "страна святых законов". А в эту страну Гилгамеш (по хеттскому варианту эпоса) держит путь в направлении верх по Евфрату ("Myths from Mesopotamia", London 1989 p. 127). В свою очередь держа путь в эту страну Гилгамеш (по вавилонскому варианту эпоса) преодолевает горы Масу, которые находятся на юге Армянского Нагорья.
4. В Библии, в книге 19 части Бытия, где говорится про всемирный потоп, есть прямые отголоски эпоса "Гилгамеш и страна бессмертия" по части потопа. В клинопись-эпосе "Энмеркар и повелитель Аратты" про народ Аратты говорится так "Те, которые встали в потопе, в то время, как потоп смыл все..."
5. На Армянской Нагорий просуществовала Араратское царство, в Великом Айке есть гора и область Арарат.
6. В хеттском варианте эпоса "Гилгамеш и страна бессмертия" Гилгамеш направляется в ВЕРХ ПО ТЕЧЕНИЮ ЕВФРАТА. В Вавилонском же варианте он по пути преодолевает горную цепь Массу (на юге Армянского Нагорья).
7. Из Аратты привозили лазурит.
8. Думузи, сын "Haya"="Эа"= (по шумерский) "Энки", есть бог-покровитель Аратти. Думузи отождествлялась с Орионом, что в переводе Библии заменено именем hайка.
На миг остановимся, осмыслим сказанное и дадим себя сделать несколько выводов.
По комплексному анализу приведенных 7 пунктов видно, что
1. В Аратту ездили рекой, причем река была судоходной,
2. Аратта находится в цепочке стран Шумер- Замуа (Забуа)-Аратта,
3. Аратта есть некая святая для шумер страна,
4. В Аратту держат путь по Евфрату, преодолевая горную цепь Массу,
5. Про жителей Аратты говорится, что они выжили после потопа,
6. Очевидна связь Аратты с Араратским царством с горой и областью Арарат,
7. Из Аратты привозили лазурит.
Итак, КАКИЕ ЖЕ РЕГИОНЫ могут претендовать на Аратту в комплексе приведенных фактов и анализов. Их очевидно два - Юг Иранского Нагорья (далее для краткости Элам) и Армянское Нагорье. А теперь давайте сравним по приведенным пунктами какой регион же наиболее соответствует приведенным параметрам Аратты.
Сначала Элам -
1. В направлении Элама трудно говорить про судоходную реку. Правда, есть река Диала, но у нас нет конкретных свидетельств про его судоходность в древнее время,
2. Элам НЕ НАХОДИТСЯ в цепочке стран Шумер- Замуа (Забуа)-Аратта,
3. Элам НЕ ЕСТЬ священная для шумер страна,
4. В Элам НЕ ДЕРЖАТ путь по Евфрату, притом преодолевая горную цепь Массу,
5. Нет свидетельств, что эламцы имеют связь с "выжившими после потопа",
6. Топонимика Элама не подтверждает имя "Аратта",
7. В Эламе есть лазурит,
8. Отец Бога-покровителя Элама НЕ ЕСТЬ "Haya"="Эа"= (по шумерский) "Энки"
Итак, "счет" Элама - 4 пункта (2, 3, 4, 8 ) безоговорочно говорят ПРОТИВ, 2 пункта (5, 6) говорят против, и лишь 2 пункта (1, 7) могут, и то с натяжкой, подходить и для Элама.
А теперь Армянское Нагорье -
1. Из Армянской Нагорий в направления Месопотамии есть полноценно судоходная река Евфрат, плююсь частично судоходная река Тигр,
2. Армянское Нагорье находится в цепочке стран Шумер- Замуа (Забуа)-Аратта,
3. Армянское Нагорье Есть святой для шумер регион,
4. В Армянское Нагорье держат путь по Евфрату, преодолевая горную цепь Массу,
5. Армянское Нагорье в шумерской мифологии и в Библии прямо связывается с "выжившими после потопа",
6. Топонимика Армянской Нагорий полностью подтверждает "Аратта",
7. На Армянской Нагории есть лазурит.
8. Очевидна связь бога "Haya"="Эа"= (по шумерский) "Энки" с армянами и с Армянской Нагорьем.
Итак, "счет" Армянского Нагорья - 4 пункта (2, 3, 4, 8 ) безагаворично говарят ЗА, 4 пункта (1, 5, 6, 7) в обшем показывают на него.
В обшем же картинка такава -
Элама - 4 пункта (2, 3, 4, 8 ) безоговорочно говорят ПРОТИВ, 2 пункта (5, 6) говорят против, и лишь 2 пункта (1, 7) могут, и то с натяжкой, подходить и для Элама.
Армянского Нагорье - 4 пункта (2, 3, 4, 8 ) безоговорочно говорят ЗА, 4 пункта (1, 5, 6, 7) в общем показывают на него.
Это фактический материал - уже на основании всего этого можно безоговорочно считать выигрыш за Армянской Нагорьем. Но я не привел Вам еще факторы.
1. Лингвистического,
2. Источниковедческого (труды Хоренаци, Айриванеци, Драсханакаертцы и др),
3. Политического,
4. Культурного,
5. Мифологического,
6. Антропологического
характера.
Итак, господа форумчане - никаких рассуждении, никаких натяжек и так нелюбимые моими оппонентами лингвистических умозаключении. Всего лишь
ФАКТЫ, ФАКТЫ и ФАКТЫ
Делайте Ваши выводы!
Притом мы намеренно не ставили акцент на явной схожести наименования "Аратта" с "Арарат"-ом, чтоб не быть обвинены в том, что строим нашу теорию всего лишь на схожести названии, которое могло быть случайным. Но теперь, когда мы ставим и это подледное доказательство в длинную цепочку доказательств и утверждаем, что "Аратта" похожа на "Арарат" до невозможного, приходим к окончательному выводу, что локализация Аратты на Армянской Нагорий не имеет другой альтернативы...
Взаимоотношения Аратты с Шумером своими корнями уходит глубоко в века, в те далекие времена, когда были поставлены основы шумерской цивилизации. Стремясь к верховенству над соседними странами, Месопотамские города шумерской эпохи, Шумер, не раз сталкивалась и с Араттой, первым армянским государством на Армянской Нагорий.
Уже Мескианггашер - правитель древнего шумерского города Урука, правивший в второй половине XXVII века д.н.э. - согласно клинописи "Царский список", в ок. 2620-ом году д.н.э. "вошел в море и поднялся на горы". Под этими словами можно понимать нападение Урукской армии на южные, горные пределы Армении. Может даже вражеская армия подошла к озерам Ван или Урмия, хотя вне сомнения, что в итоге враг вынужден был отступить.
Энмеркар сын Мескиаггашера, правитель шумерского города Урука, правивший в начале конце XXVII века до н. э. продолжил дело своего отца. С достаточно большой армией он вторгся в пределы Аратты, дошел до ее столицы Мецамор и осадил ее. Осада, длившейся ровно год, не принесла урукцам удачи, а постоянные нападения армян на вражескую армию вынудила ее отступить. Великий Жрец Аратты Энсухкешдана (ок 2610-2560) успешно отбила завоевательные попытки Урука.
Приемник Энсухкешдана Думузи (ок 2560-2493), городом /по месопотамски равен сказать богом/ которого было hайа, не только успешно продолжая дело своего предшественника, но и разбила Урука, на короткое время даже захватывая там власть... Впрочем он, получив богатый выкуп, скоро отступил в горы.
После него власть перешла к hайказуни.
Это было так - в около 2500-ом году верховенство над всей Месопотамией захватил Элам и его король Месилим (ок 2520-2492) . После смерти Думузи сей Месилим хотел завоевать также Аратту. Там в то время спарапетом был hайк. Он же в знаменитой битве в hайоц дзоре (Восточный берег озера Ван) в 11.08.2492 году не только разбил вторгнувшиеся войско захватчиков, но и убыл самого Месилима. Позже в армянском эпосе Месилима стали именовать Белом...
В результате царем стал hайк (ок. 2492-2410), о котором достаточно данные передает Хоренаци, поэтому не повторюсь. Скажу лишь, что он перевел столицу из Мецамора в город hайкашен, который находится севернее озера Ван около 100 км.
В последный раз собственно с шумерской цивилизацией Аратта вступила в конфликт при Эанатуме из I династии Лагаша- правителе (энси) шумерского государства Лагаш, который правил приблизительно в 2450-2425 годах д.н.э..
Победная реляция Эанатума рассказывает об этом так:
"Эанатум Элам гору удивительную оружием поразил, горы трупов там насыпал, энси штандарта Уруа, во главе стоявшего, оружием поразил, горы трупов там насыпал. Город Умму оружием он поразил, горы трупов там насыпал, богу Нингирсу его любимое поле Гуэден в его руки вернул. Город Урук оружием он поразил, город Ур оружием поразил, Ки-Уту оружием поразил, город Уруаз разрушил, его энси убил, город Мишиме разрушил, город Аруа уничтожил. Перед Эанатумом, названным именем вместе с (?) Нингирсу, все чужие страны задрожали.
Из-за Эанатума Элам задрожал, Элам в свою страну вернулся, Киш задрожал, царь Акшака в свою страну вернулся. Эанатуму, энси Лагаша, все страны покорились. Бог Нингирсу Элам, Субар, Уруа, от (канала) Асухура оружием поразил. Киш, Акшак, Мари от Антасурры бога Нингирсу оружием поразил."
Из вышеуказанной клинописи следует, что Аратта (Субур) где-то ок. 2430-ом году д.н.э., вместе с своими союзниками в районе Загроских гор потерпела поражение от шумерской армии Лагаша. Впрочем, это поражение для Аратты не имело серьезных последствии.
Далее в Месопотамии власть переходит к аккадцам и отношения с собственно шумерами возобновляется после того, как Аратта ("Страна Кути") освободило Шумер от аккадцев, но после почти векового мирного периода шумеры подняли знамя восстания против своих освободителей.
Тигран (Тириган или Тирикан) Жрец Аратты, который правил в 2109 году д.н.э. потерпел поражение от царя Урука Утухенгалья, попытался укрыться в селении Дубрум, но был выдан жителями Утухенгалю и казнен вместе со своей женой и сыном. Значительно более поздний источник объяснял поражение Тиграна неблагоприятным для того предзнаменованием лунным затмением 2109 года д.н.э.
В Аратте (упоминается как "Субур") стал править Апилаша (ок 2108-2026). В последующем столетии Аратта имела некоторые столкновения с Страной III-ого династии Ура,. Шульги царь Ура, Шумера и Аккада, который правил приблизительно в 2094-2046 годах д.н.э., в ок. 2070-ом году захватило Урху (поздняя Эдесия), а в 2067 и 2045-ом годах д.н.э. без особого успеха напал на южные пределы Армении, но был отбит...
Важное событие столетия было тот, что в 2026-ом году власть окончательно н надолго перешла к роду hайказуни, родоначальником которых был hайк и которое после Кадмоса продолжали вести должность спарапета..
К 2000-ому году аморейцы уничтожили Страну III-ой династии Ура и окончательно уничтожили шумерскую цивилизацию, что и поставило точку на армяно-шумерских отношениях.
Уже Мескианггашер - правитель древнего шумерского города Урука, правивший в второй половине XXVII века д.н.э. - согласно клинописи "Царский список", в ок. 2620-ом году д.н.э. "вошел в море и поднялся на горы". Под этими словами можно понимать нападение Урукской армии на южные, горные пределы Армении. Может даже вражеская армия подошла к озерам Ван или Урмия, хотя вне сомнения, что в итоге враг вынужден был отступить.
Энмеркар сын Мескиаггашера, правитель шумерского города Урука, правивший в начале конце XXVII века до н. э. продолжил дело своего отца. С достаточно большой армией он вторгся в пределы Аратты, дошел до ее столицы Мецамор и осадил ее. Осада, длившейся ровно год, не принесла урукцам удачи, а постоянные нападения армян на вражескую армию вынудила ее отступить. Великий Жрец Аратты Энсухкешдана (ок 2610-2560) успешно отбила завоевательные попытки Урука.
Приемник Энсухкешдана Думузи (ок 2560-2493), городом /по месопотамски равен сказать богом/ которого было hайа, не только успешно продолжая дело своего предшественника, но и разбила Урука, на короткое время даже захватывая там власть... Впрочем он, получив богатый выкуп, скоро отступил в горы.
После него власть перешла к hайказуни.
Это было так - в около 2500-ом году верховенство над всей Месопотамией захватил Элам и его король Месилим (ок 2520-2492) . После смерти Думузи сей Месилим хотел завоевать также Аратту. Там в то время спарапетом был hайк. Он же в знаменитой битве в hайоц дзоре (Восточный берег озера Ван) в 11.08.2492 году не только разбил вторгнувшиеся войско захватчиков, но и убыл самого Месилима. Позже в армянском эпосе Месилима стали именовать Белом...
В результате царем стал hайк (ок. 2492-2410), о котором достаточно данные передает Хоренаци, поэтому не повторюсь. Скажу лишь, что он перевел столицу из Мецамора в город hайкашен, который находится севернее озера Ван около 100 км.
В последный раз собственно с шумерской цивилизацией Аратта вступила в конфликт при Эанатуме из I династии Лагаша- правителе (энси) шумерского государства Лагаш, который правил приблизительно в 2450-2425 годах д.н.э..
Победная реляция Эанатума рассказывает об этом так:
"Эанатум Элам гору удивительную оружием поразил, горы трупов там насыпал, энси штандарта Уруа, во главе стоявшего, оружием поразил, горы трупов там насыпал. Город Умму оружием он поразил, горы трупов там насыпал, богу Нингирсу его любимое поле Гуэден в его руки вернул. Город Урук оружием он поразил, город Ур оружием поразил, Ки-Уту оружием поразил, город Уруаз разрушил, его энси убил, город Мишиме разрушил, город Аруа уничтожил. Перед Эанатумом, названным именем вместе с (?) Нингирсу, все чужие страны задрожали.
Из-за Эанатума Элам задрожал, Элам в свою страну вернулся, Киш задрожал, царь Акшака в свою страну вернулся. Эанатуму, энси Лагаша, все страны покорились. Бог Нингирсу Элам, Субар, Уруа, от (канала) Асухура оружием поразил. Киш, Акшак, Мари от Антасурры бога Нингирсу оружием поразил."
Из вышеуказанной клинописи следует, что Аратта (Субур) где-то ок. 2430-ом году д.н.э., вместе с своими союзниками в районе Загроских гор потерпела поражение от шумерской армии Лагаша. Впрочем, это поражение для Аратты не имело серьезных последствии.
Далее в Месопотамии власть переходит к аккадцам и отношения с собственно шумерами возобновляется после того, как Аратта ("Страна Кути") освободило Шумер от аккадцев, но после почти векового мирного периода шумеры подняли знамя восстания против своих освободителей.
Тигран (Тириган или Тирикан) Жрец Аратты, который правил в 2109 году д.н.э. потерпел поражение от царя Урука Утухенгалья, попытался укрыться в селении Дубрум, но был выдан жителями Утухенгалю и казнен вместе со своей женой и сыном. Значительно более поздний источник объяснял поражение Тиграна неблагоприятным для того предзнаменованием лунным затмением 2109 года д.н.э.
В Аратте (упоминается как "Субур") стал править Апилаша (ок 2108-2026). В последующем столетии Аратта имела некоторые столкновения с Страной III-ого династии Ура,. Шульги царь Ура, Шумера и Аккада, который правил приблизительно в 2094-2046 годах д.н.э., в ок. 2070-ом году захватило Урху (поздняя Эдесия), а в 2067 и 2045-ом годах д.н.э. без особого успеха напал на южные пределы Армении, но был отбит...
Важное событие столетия было тот, что в 2026-ом году власть окончательно н надолго перешла к роду hайказуни, родоначальником которых был hайк и которое после Кадмоса продолжали вести должность спарапета..
К 2000-ому году аморейцы уничтожили Страну III-ой династии Ура и окончательно уничтожили шумерскую цивилизацию, что и поставило точку на армяно-шумерских отношениях.
С приходом к власти Нарам-Сина (2237-2200 д.н.э.) положение Аккада вновь начинается укрепляться. Рядом мер быстро поправив ситуацию, сей амбициозный правитель приступил к завоеваниям. Итогом этого прежде всего стало война с армянами...
В ок. 2234-ом году д.н.э. в битве у Талмуса (на левом притоке Тигра, реки Хошр, севернее Мосула на 40 км) победа осталось за армянами, но это было только началом. Уже в 2233-ом году д.н.э. аккадцы захватили Апишал (Айоц Миджагетк, у Евфрата) и пленили Великого жреца Аратты Ришитешуба (ок. 2270-2233 д.н.э.). Развивая успех, враг атаковал Айоц Миджагетк, Восток Киликии, Заевфратский Цопк и тд, впрочем, без особых успехов.
В ок. 2232-ом году д.н.э. в битве у Азухинума (запад Корчайка) победа опять осталось за аккадцами - очередной жрец Аратты Тахишатал (2233-2232 д.н.э.) попал в плен. Вражеская армия попыталась развить успех и углубится в Армению по руслу Тигра, но в битве в Таврских горах он был остановлен и откатился назад.
В ок. 2231-ом году д.н.э. враг нанес удар по направлению к Цопку, но в битве у Абарнум победа не досталось не одной из сторон, хотя и аккадцы отступили. Точно такое же повторилась короткое время спустя в битве у Шеминамды.
Однако за эти года армянам удалось достичь важных дипломатических успехов, что и в конце-концов склонило чашу весов в их пользу. Уже к 2231-ом году д.н.э. против Аккада была создана широкая коалиция из стран от Хатты и до Луллубума включительно. Коалиционную армию возглавлял царь Луллубума Анубани (ок. 2240-2200 д.н.э.). Силы коалиционной армии были в истину внушительны - 360.000 воинов самых разных мастей и народов, которые вынудили аккадцев отступить.
За 3 года в отрезке 2231-2229 д.н.э. коалиционная армия последовательно разгромила 3 армии аккадцев численностью соответственно 120.000, 90.000 и 60.700 человек. И хотя после этого коалиция по неизвестным причинам распалась, но военный потенциал Нарам-Сина была уже практически уничтожена. Аккад больше не имел не армии, не сил для дальнейшей агрессии.
И только в ок. 2205-ом году д.н.э. Нарам-Син опять взялся за старое, при том на сей раз он больше полагался на Элам. В битве у Кирашениви(в Междуречии рек Заб) армяне потерпели поражение, а их лидер Давул был пленен. Но это была уже "лебединая песня" Аккада.
В 2200-ом году д.н.э. Арратта нанесла смертельный удар по Аккаду и в битве у Ниппур наголову разгромила ее армию. Нарам-Син пал в битве, а Аккад был практически уничтожен...
Дальнейшее уже известно...
В ок. 2234-ом году д.н.э. в битве у Талмуса (на левом притоке Тигра, реки Хошр, севернее Мосула на 40 км) победа осталось за армянами, но это было только началом. Уже в 2233-ом году д.н.э. аккадцы захватили Апишал (Айоц Миджагетк, у Евфрата) и пленили Великого жреца Аратты Ришитешуба (ок. 2270-2233 д.н.э.). Развивая успех, враг атаковал Айоц Миджагетк, Восток Киликии, Заевфратский Цопк и тд, впрочем, без особых успехов.
В ок. 2232-ом году д.н.э. в битве у Азухинума (запад Корчайка) победа опять осталось за аккадцами - очередной жрец Аратты Тахишатал (2233-2232 д.н.э.) попал в плен. Вражеская армия попыталась развить успех и углубится в Армению по руслу Тигра, но в битве в Таврских горах он был остановлен и откатился назад.
В ок. 2231-ом году д.н.э. враг нанес удар по направлению к Цопку, но в битве у Абарнум победа не досталось не одной из сторон, хотя и аккадцы отступили. Точно такое же повторилась короткое время спустя в битве у Шеминамды.
Однако за эти года армянам удалось достичь важных дипломатических успехов, что и в конце-концов склонило чашу весов в их пользу. Уже к 2231-ом году д.н.э. против Аккада была создана широкая коалиция из стран от Хатты и до Луллубума включительно. Коалиционную армию возглавлял царь Луллубума Анубани (ок. 2240-2200 д.н.э.). Силы коалиционной армии были в истину внушительны - 360.000 воинов самых разных мастей и народов, которые вынудили аккадцев отступить.
За 3 года в отрезке 2231-2229 д.н.э. коалиционная армия последовательно разгромила 3 армии аккадцев численностью соответственно 120.000, 90.000 и 60.700 человек. И хотя после этого коалиция по неизвестным причинам распалась, но военный потенциал Нарам-Сина была уже практически уничтожена. Аккад больше не имел не армии, не сил для дальнейшей агрессии.
И только в ок. 2205-ом году д.н.э. Нарам-Син опять взялся за старое, при том на сей раз он больше полагался на Элам. В битве у Кирашениви(в Междуречии рек Заб) армяне потерпели поражение, а их лидер Давул был пленен. Но это была уже "лебединая песня" Аккада.
В 2200-ом году д.н.э. Арратта нанесла смертельный удар по Аккаду и в битве у Ниппур наголову разгромила ее армию. Нарам-Син пал в битве, а Аккад был практически уничтожен...
Дальнейшее уже известно...
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.